Протоиерей Виктор Кедров

Предлагаем вам более подробно познакомиться с жизнью этого человека (1). В скобках указывается номер ссылки или комментария, которые даются после текста.

В родне Виктора было шесть священнослужителей – отец, два дяди (братья отца), дед, брат деда и прадед (2). Отец – Иван Яковлевич Кедров служил настоятелем Крестовоздвиженской церкви на Люторицком погосте близ села Сокольниково Серпуховского уезда Московской губернии (3). В общей сложности отец Иоанн окормлял приход 33 года (4). Своего младшего сына Виктора, родившегося в 1861 году, он крестил в храме, только что отстроенном в камне.

Если бы снимок был цветным и сделанным с другого ракурса, то храм предстал бы во всей красе таким, каким он выглядит сегодня.

Каменная церковь Воздвижения Креста Господня была построена в 1847-1855 годах на средства братьев Толоконниковых (5). Вновь возведённый трёхпрестольный храм сам отец Иоанн описывал такими словами: «…наша церковь одна из лучших во всем благочинническом округе и представляет из себя капитальное красивое здание… По новизне и прочности постройки, красивой архитектуре эта церковь составила бы украшение столичного города». Проект здания разрабатывался во времена строительства Храма Христа Спасителя и люторицкая церковь приобрела некоторые архитектурные особенности этого столичного собора.

С детства Виктор прислуживал в храме, помогая своему отцу. Вместе с ним и односельчанами он совершал ежегодный крестный ход с иконой «Неупиваемая чаша», хранившейся в Космодемьянской церкви села Меткино (6).

Четырнадцатилетним юношей Виктор покидает родной дом и поступает в Московскую духовную семинарию, где уже учится его старший брат Николай (7). Спустя несколько лет Николай, уже будучи сам преподавателем этой семинарии, напишет о ней книгу (8).

Вслед за своим братом Николаем Виктор поступает в Московскую духовную академию и переселяется в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

В личном деле студента Виктора Кедрова хранится несколько документов той эпохи (9).

В середине XIX века был принят «Устав о предупреждении и пресечении преступлений», согласно которому «…Всякий православный должен хотя однажды в год исповедаться и приобщиться Св. Таин по обряду христианскому, в пост или в иное время» (10). Все студенты академии должны были приносить документы, подтверждающие прохождение исповеди.

За четыре года академической учёбы Виктор освоит общеобязательные дисциплины: Священное Писание, Библейскую историю, догматическое и нравственное богословие, патри́стику (11), общую церковную историю, историю Русской Церкви, гомиле́тику (12), церковное право, философию, психологию, историю философии, педагогику, греческий и латинский языки. Учась на историческом отделении, Виктор постигает и специальные предметы: историю и обличение русского раскола, общую гражданскую историю, русскую гражданскую историю, а также французский и английский языки. Итоговые оценки по всем предметам выставлены в дипломе. Среди них «весьма хорошо», «отлично-хорошо», «очень хорошо».


Успешно сдав все выпускные экзамены, Виктор Кедров получает степень кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. По правилам того времени, те студенты, которые учились в академии бесплатно, должны были отработать несколько лет в духовном ведомстве. Виктор Иванович получает место преподавателя в Заиконоспасском духовном училище, которое было открыто в предшествующий год для детей московского духовенства (13). С 1 сентября 1885 года молодой учитель приступает к своим обязанностям.

Ещё по окончании академии, имея учёную степень кандидата, Кедров получает чин губернского секретаря (14). В Заиконоспасское училище его принимают уже в чине титулярного советника, а спустя несколько месяцев повышают до коллежского асессора. Этот чин даёт право не только на личное, но и на потомственное дворянство (все дети смогут пользоваться привилегиями этого сословия). Несколькими годами позже за выслугу лет Виктора Ивановича произведут в надворные, а затем в статские советники (это пятый класс в Табели о рангах). Также он будет удостоен двух орденов.

Работая почти во всех классах, Виктор Иванович ведёт несколько предметов: Священную историю, катехизис с церковным уставом, арифметику и географию. За 16 лет преподавательской деятельности он наставляет в вере многих в будущем известных священников и среди них пять епископов и девять священномучеников (15).

К тридцати годам Виктор Иванович женится на Ольге Михайловне (фамилия пока неизвестна). В 1892 году у них родится старшая дочь Екатерина. Спустя девять лет появится на свет младшая – Зинаида. Отцу семейства к тому времени будет 40 лет. В том же 1901 году Виктора Ивановича рукоположат во иерея и направят служить вторым священником в церковь Святителя Николая в Новой слободе.

Для тамошнего настоятеля – протоиерея Петра Васильевича Приклонского и прихожан этого храма приспение Виктора Кедрова было большой подмогой – все готовились к грандиозной реконструкции церковного здания. Ещё в 1899 году был утверждён проект перестройки, собраны деньги на его реализацию, найдены подрядчики. Митрополит московский Владимир отослал в Синод прошение на пересоздание храма. Все ждали высочайшего разрешения и, наконец, в 1903 году оно было получено (16).

Иерей Виктор Кедров контролировал ход всего строительства. Позже псаломщик церкви так опишет его деятельность: «О. В. И. Кедров … с особенною энергией и любовию относился к этой постройке. Он, участвуя в заседаниях Строительной Комиссии, сам следил за приемом материалов за кладкой кирпича при сооружении стен и, кроме того, по указу Консистории вел отчетность по приходу и расходу денежных сумм при постройке» (17). Три года идёт реконструкция храма, три года члены Строительной Комиссии, «забывая свои собственные дела, не щадя здоровья» целые дни проводят на участке, следя за ходом работ. «За ревностное служение Церкви» иерей Виктор Кедров в 1903 году награждён правом ношения набедренника (18), в 1905 – правом ношения скуфьи́ (19), а в 1906 – правом ношения камила́вки (20).

В 1904 году после рождения наследника российского престола – цесаревича Алексия в Москве учреждается епархиальное Братство призрения и воспитания бесприютных и нравственно-покинутых детей (Братство святителя Алексия Московского). Оно ведёт наблюдение за местами, где живут и трудятся «нравственно покинутые дети», создаёт приюты и школы для беспризорных, размещает по крестьянским семьям сирот, оплачивая их содержание до 15-летнего возраста (21). Виктор Иванович, став членом этого Братства, избирается в ревизионную комиссию, затем в его правление, а позже – в Совет Братства. Отец Виктор сам организует приют при Никольском храме, в котором содержится 45 мальчиков (22). Для обучения ребят ремеслу при приюте действует типография и переплётная мастерская, которой он руководит (23).

Помимо работы в Алексиевском братстве иерей Кедров помогает попечителю Елисаветинского школьного приюта. В 1907 году усилия отца Виктора будут высоко оценены Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной. В своей письменной благодарности она отметит его «полезную деятельность по Елисаветинскому обществу и особые труды по Елисаветинскому школьному приюту имени Якоб» (24).

Любовь к детям и понимание важности их воспитания побуждают Виктора Ивановича к расширению его педагогической деятельности. Он устраивается в Синодальное училище церковного пения и будет преподавать там Закон Божий с 1908 по 1918 год пока училище не будет закрыто большевиками (25).

Сохранились мемуары воспитанников училища, где они с большой теплотой отзываются о своём преподавателе: «У нас был прекрасный законоучитель – Виктор Иванович Кедров, впоследствии секретарь патриарха Тихона, погибший за свои убеждения…». Другое воспоминание: «… Огромный зал, вмещавший восемьсот человек, ласковый экзаменатор, ставивший экзаменуемых спиной к комиссии…

– Читай «Отче наш», – обратился ко мне на экзамене законоучитель, известный протоиерей Кедров.

– Не могу читать, – ответил я, смущаясь. – Разрешите спеть…» (26).

В 1909 году уходит на покой настоятель новослободского храма Святителя Николая – протоиерей Пётр Васильевич Приклонский, которому на то время исполняется 90 лет! На его место назначают иерея Виктора Кедрова, который будет возглавлять храм вплоть до своего ареста в 1922 году.

Своего наставника Петра Васильевича Приклонского отец Виктор заменит и в благочинническом совете Никитского сорока (27). В то время благочинный и два его помощника осуществляли общее руководство и наблюдение за порядком в 38 приходах, расположенных в пределах Никитского сорока (28). Виктор Иванович выполняет организаторскую, контролирующую, ревизионную, координирующие функции. Синод оценит эту обширную деятельность и в свои 50 лет священник Кедров получит право носить золотой наперсный крест. Вплотную занимаясь нуждами приходских священников, Виктор Кедров пишет статью «О способах материального обеспечения духовенства» и публикует её (29).

После избрания в 1912 году Виктора Ивановича секретарём Епархиального общества по борьбе с народным пьянством перед ним разворачивается ещё одно поле деятельности. Он ведёт весь документооборот по этому направлению церковной работы. К примеру, в журнале «Церковные ведомости» за 1913 год можно прочитать обращение священника В. Кедрова к председателям приходских братств трезвости с просьбой сдать годовые отчёты (30).

Сбор, анализ и обобщение проделанной на приходах работы, рассылка планов дальнейших действий и различных материалов по борьбе с пьянством, связь с территориальными обществами трезвости – только часть тех обязанностей, которые выполняет Виктор Иванович.

Святейший Синод отмечает активную работу иерея Кедрова и награждает его грамотой с благословением. Как опытный организатор, исполнитель и документовед Виктор Иванович избирается секретарём 2-го Всероссийского антиалкогольного съезда (31). В нём принимает участие 470 делегатов, более половины из них – представители духовенства. Они понимают, что проблема пьянства – вопрос духовный и именно его ставят первым пунктом в повестке дня (32). Съезд начинается молебном в московском епархиальном доме и завершается поездкой в Троицкую-Сергиеву Лавру, где 300 делегатов отслужат молебен, приложатся к святыням и примут участие во Всенощном бдении. За семь дней работы съезда будет представлено 80 докладов. Обсуждение их по секциям, составление резолюций, вынесение последних на одобрение общего собрания, занесение итогов в общий журнал – такого порядка будут придерживаться делегаты, работая по девять часов ежедневно. Виктор Кедров, как секретарь съезда, систематизирует, анализирует, резюмирует материалы. К нему обращаются за необходимой информацией и составленными резолюциями. Он выполняет множество поручений и оформляет итоговые документы. За свой вклад в работу съезда Виктор получит благодарность и архипастырское благословение.

В 1913 году Виктора Ивановича возводят в сан протоиерея.

С началом Первой мировой войны, откликнувшись на призыв Церкви (33), Виктор Иванович организует приходской лазарет на 25 коек. Первоначально содержит его на свои деньги, позже начинают помогать жертвователи. За попечительство о раненых священник Кедров награждён грамотой Святейшего Синода.

По просьбе своего старшего брата Николая, Виктор Кедров берёт на себя новую обязанность – становится казначеем Ермогеновского братства. Братство было создано для «вспомоществования бывшим питомцам Московской духовной семинарии». Сам будучи её выпускником, зная тяготы священнического служения, отец Виктор старается поддержать тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Он собирает деньги для иереев и распределяет их между нуждающимися (34).

Как и в предыдущие годы священник Кедров обращается с проповедями к прихожанам. Некоторые из его наставлений публикуются (35).

В 1917 году после февральской революции в Москве созывается Священный собор Православной российской церкви (36). На нём решаются вопросы восстановления патриаршества, утверждение новой системы церковного управления, устройства приходской жизни и другие.

По окончании работы собора протоиерея Виктора Кедрова избирают председателем Московского епархиального совета. Деятельность совета и его председателя разворачивается в условиях начавшихся гонений на Церковь, гражданской войны и всеобщей разрухи. Идёт преследование священников и мирян, захват Александро-Невской и Почаевской Лавр, закрытие Троице-Сергиевой Лавры, расстрел крестных ходов, вскрытие мощей. Набирает силу первая волна разрушения и разграбления храмов. Духовенство защищает церковную и народную жизнь. В посланиях Патриарха разъясняется смысл происходящего с церковной точки зрения, народ предостерегают от участия в грехах и преступлениях большевиков (37). На тот момент (после разгрома Учредительного собрания) Патриарх Тихон остаётся единственным законно избранным вождём народа, так как в выборах членов Собора участвовало большинство населения страны. Люди любят и чтят своего архипастыря. Его часто приглашают служить в разные храмы Москвы и Подмосковья. Когда Патриарх приезжает в какой-нибудь город, то все жители встречают его, обычно, прекращая работать до отъезда Владыки.

Понимая роль Патриарха и его влияние на народ, советская власть ставит своей целью изолировать Первосвятителя и обезглавить Русскую Церковь. Уже в ноябре 1918 Патриарха Тихона впервые заключают под домашний арест (38).

В это смутное время протоиерей Виктор, как настоятель Никольского храма, окормляет своих прихожан, поддерживая и наставляя их. Будучи председателем епархиального совета, содействует управляющим Московской епархией Иоасафу (Каллистову), затем Евсевию (Никольскому), а позже Никандру (Феноменову). За священническую деятельность в это лихолетье Виктор Иванович получает право ношения па́лицы (39), а в 1920 его посвящают в митрофо́рные протоиереи (40). В этом же году советская власть пытается привлечь Кедрова к суду по делу о свечном заводе, но, поскольку обвинение в спекуляции было ложным, то на тот раз отца Виктора оправдывают. Пройдёт два года и 22 марта 1922 он будет вновь арестован. Виктора Ивановича Кедрова как одного из руководителей Московской епархии привлекут по делу об изъятии церковных ценностей.


26 апреля 1922 года откроется процесс по делу группы московского духовенства и мирян, которому большевики придадут политический характер. Власти попытаются на фактах противодействия изъятию ценностей сформулировать обвинение в контрреволюционной деятельности. Такой приговор позволит расправиться с церковным руководством, расстрелять Патриарха Тихона (41), инициировать раскол в Церкви путём оппозиционно настроенных обновленцев.

Священников, в том числе Виктора Ивановича Кедрова обвиняли в том, что они «приняли личное и непосредственное участие в пропаганде и агитации среди верующих и преимущественно среди невежественных мещанских слоев населения, как во вверенных им церквах, так и на приходских собраниях, заведомо ложных сведений о цели и назначению изъятия церковных ценностей, а также о деятельности представителей Рабоче-Крестьянской Власти, призывая эти элементы к массовому и открытому противодействию означенным распоряжениям ВЦИК и невыполнению их путем подачи всякого рода заявлений и протестов, которые составлялись при их деятельном участии и руководстве, последствием чего при фактическом изъятии произвели неоднократные эксцессы, т. е. контрреволюционные деятельности» (42).

К сожалению, мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе протоиерея Виктора. Нет сведений о последнем десятилетии его жизни с 1922 по 1932 годы. В интернете размещена лишь фотография его могилы на Даниловском кладбище в Москве.

Господь наградил Виктора Ивановича Кедрова многими талантами и дал ему возможность в меру своих сил служить Церкви Христовой. Получив богословское образование и утвердившись в православии, Виктор всю жизнь делился радостью Христовой веры. Работая и служа на разных поприщах и неся множество обязанностей, он являл любовь и заботу к воспитанникам церковных училищ, к беспризорникам, к прихожанам Никольского храма, к священникам, к раненым воинам и многим ближним и дальним. Последние годы жизни отца Виктора пришлись на жесточайшие преследования исповедников веры… Наша Церковь совершает поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову ежегодно 7 февраля (или в ближайшее к нему воскресенье).

Королёва Наталия Юрьевна

Январь 2024 года

Просим всех, кто обладает какой-либо информацией о жизни Виктора Ивановича Кедрова, поделиться ей для сохранения памяти об этом человеке! Данные просим присылать Королёвой Наталии Юрьевне nataly-koroleva@mail.ru   или на почту храма Святителя Николая в Новой слободе.

Комментарии, использованные и рекомендуемые источники:

1. Основная информация о жизни Виктора Ивановича Кедрова взята из послужного списка, составленного в 1916 году (Центральный государственный архив (ЦГАМ) Ф. 1182 Д. 221) и из биографической базы данных «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке» https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/14184/

2. Ближайших предков Виктора Кедрова можно проследить по родословным таблицам, размещённым на сайте «Rodovid» https://ru.rodovid.org/wk/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C:833003

3. Старинный погост Люторица и его приход https://mosregtoday.ru/news/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/starinnyj-pogost-lyutorica-i-ego-prihod/

4.  Храм Воздвижения Креста Господня (Сокольниково) https://wikimapia.org/11159963/ru/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC-%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0-%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F

5. Более подробно о ямщиках, а позже купцах Толоконниковых, храмоздателях, попечителях и благотворителями Крестовоздвиженского прихода можно прочитать по ссылке http://sokolnikovo.prihod.ru/istorija_khrama

6. О чудотворной иконе и крестных ходах, о меткинской церкви рассказывается на странице Космодамианского храма https://metkinohram.ru/istoriya-xrama/

7. Историк церкви Николай Иванович Кедров написал несколько духовных произведений https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

8. Книгу Н.И. Кедрова «Московская духовная семинария» можно прочитать на сайте «Азбуки веры» https://azbyka.ru/otechnik/books/file/22480-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F-1814-1889.pdf

9. Личное дело студента Кедрова Виктора Ивановича. Центральный государственный архив (ЦГАМ) Ф. 229 Оп.4 Д. 1668

10. Устав о предупреждении и пресечении преступлений : (Св. зак. т. 14, изд. 1857) Глава вторая. Отделение первое «О предупреждении и пресечении уклонения от исповеди и св. причащения» https://www.prlib.ru/item/459984

11. Патри́стика (от греч. πατήρ [patér], лат. pater – отец) – богословская дисциплина, предметом которой является изучение, анализ и систематизация богословских воззрений Отцов Церкви, а также выдающихся церковных учителей https://azbyka.ru/patristika

12. Гомиле́тика – (от греч. ὁμιλία – гомилия, беседа, общение, общество, и лат. ethica – учение о нравственности) – наука о характере, целях, особенностях и методах осуществления христианской проповеди https://azbyka.ru/gomiletika

13. Об открытии Заиконоспасского духовного училища упоминается в статье «Заиконоспасский монастырь» на странице http://moscow.org/moscow_encyclopedia/34_zaikonospassky_monastery.htm и в статье «Заиконоспасское духовное училище» https://tver-msk.ru/wiki/z/137/

14. В Табели о рангах даётся таблица чинов https://histerl.ru/lectures/tabel_o_rangax.htm Более подробно о каждом из них можно узнать в интернете

15. Список известных выпускников Заиконоспасского училища 1891-1901 годов приведён на сайте Открытой православной энциклопедии «Древо» https://drevo-info.ru/articles/28313.html

16. О дозволении при Николаевской в Новой слободе церкви Никитского сорока устроить новую трапезу с двумя приделами. Центральный государственный архив (ЦГАМ) Ф. 203 Оп.427 Д. 1 Т. 4.

17. Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904.

18. Набе́дренник – прямоугольный плат с изображением креста, который вручается священникам как первая награда и носится на ленте при бедре с правой стороны. Означает духовный меч слова Божия https://azbyka.ru/nabedrennik

19. Скуфья́ – головной убор для повседневного внебогослужебного употребления у духовенства и монашествующих. Бархатная фиолетовая скуфья – почетная награда священников, вторая после набедренника https://azbyka.ru/skufiya

20. Камила́вка – головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутый материей. Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидиаконам, протодиаконам и священникам https://azbyka.ru/kamilavka

21. Краткая информация об Алексиевском братстве размещена на сайте храма преподобного Василия Исповедника в Москве http://xn--80adbieqaadfqe6ako0af.xn--p1ai/rus/svyatye-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-v-istorii-hrama-prp-vasiliya-ispovednika/svyashhennomuchenik-vladimir-mitropolit-kievskij-i-galitskij/

22. Клировая ведомость. Центральный государственный архив (ЦГАМ) Ф. 1182 Д. 221.

23. Оценка владений церкви (1914 год). Центральный государственный архив (ЦГАМ) Ф. 179 Оп. 63 Д. 13588.

24. Подвижническая работа Елисаветы Феодоровны Романовой описана в главе «Августейшая попечительница детских приютов в Москве» https://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-istinstvuet-kultura-blagotvorenija-velikoj-knjagini-elisavety-feodorovny-kuchmaeva/8/  книги Кучмаевой И. К. «Когда жизнь истинствует… Культура благотворения великой княгини Елизаветы Федоровны», а также в Диссертации Ковальской Е. Ю. «Благотворительные организации Великой княгини Елизаветы Фёдоровны: руководство, структура, источники финансирования, жертвователи (1884-1918) https://iriran.ru/sites/default/files/Kovalskaya_Dissertacia_2022.pdf

25. О Синодальном училище церковного пения помещена статья в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/94132/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5

26. Отзывы о В. И. Кедрове собраны в книге «Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма» https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/sinodalnyj-hor-i-uchilishhe-tserkovnogo-penija-vospominanija-dnevniki-pisma-tom-1/3

27. Краткая информация о благочинническом совете и обязанностях его членов приводится в Православной Энциклопедии https://www.pravenc.ru/text/149343.html

28. Список церквей Никитского можно увидеть на сайте «Наши родные» https://rusgenealogy.clan.su/publ/1-1-0-29

29. Статья В.И. Кедрова «О способах материального обеспечения духовенства» опубликована в «Богословском вестнике» за 1908 год Т. 1. № 1. С. 191-211.

30. Московские церковные ведомости № 4 от 26 января 1913  с. 74 https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/0b/f4/0bf46506-1b2d-4dab-8710-360b5da9beaf.pdf

31. Всероссийские съезды по борьбе с пьянством, III Государственная Дума и трезвенное движение в Сибири и на Дальнем Востоке в 1910-1912 гг. https://cyberleninka.ru/article/n/vserossiyskie-sezdy-po-borbe-s-pyanstvom-iii-gosudarstvennaya-duma-i-trezvennoe-dvizhenie-v-sibiri-i-na-dalnem-vostoke-v-1910-1912-gg/viewer

32. Описание II Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с народным пьянством (1912 г.) было напечатано в «Оренбургских епархиальных ведомостях» от 24 мая 1912 года с. 334 https://www.pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/e2/c1/e2c14c34-b0a5-4e9c-9660-7e920ff6801f.pdf

33. Определение Святейшего Синода от 20 июля 1914 г. за № 6502, опубликованное в «Церковных ведомостях» №30 от 26 июля с. 348 https://www.pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/45/69/45691abc-9101-4c1f-bcb6-de2cb137c7c9.pdf

34. Официальный отдел Московских церковных ведомостей №№ 14-15 от 5 апреля 1916 года https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/35/f7/35f7567a-674f-4d4d-bc55-74f45d427e14.pdf

35. Статья Виктора Кедрова «Слово в день св. первоверховных апостолов Петра и Павла», напечатанная в «Московских церковных ведомостях»  №№ 25-26 от 22 июня 1913 года с. 499-505  https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/63/bd/63bdd2d6-536a-47a2-827c-1f6c277e3b05.pdf

36. Подробно ознакомиться с работой Поместного собора 1917-1918 годов можно: на сайте открытой православной энциклопедии «Древо» https://drevo-info.ru/articles/25207.html , более кратко – на сайте Свято-Филаретовского института https://sfi.ru/tags/pomestnyi-sobor-russkoi-pravoslavnoi-tserkvi-1917-1918-godov.html . На актуальность соборных постановлений указывается в статье «Непрерывность соборности: Поместный Собор 1917-1918 гг. в истории и современной жизни Русской Церкви» на сайте Московского Патриарха http://www.patriarchia.ru/db/text/4114584.html

37. В статье «Взаимоотношения Патриарха Тихона и советской власти» показано противодействие только что избранного Святейшего Владыки антицерковной и антинародной политике большевиков https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimootnosheniya-patriarha-tihona-i-sovetskoy-vlasti/viewer

38. Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000. С. 16.

39. Па́лица – часть богослужебного облачения, дающаяся священникам в качестве награды. Представляет собой матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра. Палица рассматривается как символическое изображение духовного оружия слова Божия https://azbyka.ru/palica

40. Митрофо́рный протоиерей – старший священник в храме, за особые заслуги перед Церковью награждённый правом ношения митры. Символически митра (головная повязка) соотносится с терновым венцом Христа, который надели Ему на голову с издевкой, предполагая мнимое царствование. В то же время митра является прообразом настоящей короны, как свидетельство о реальности Царства Божьего http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/mitrofornyj-protoierej.html  Митрофорный протоиерей и протопресвитер стоят на одной ступени в церковной иерархии, только протопресвитер служит в патриаршем храме, а не в обычном. В 1922 г. Протоиерей Виктор Кедров в неделю Православия служил с Патриархом Тихоном в храме Христа Спасителя и был поставлен первым по протопресвитеру Большого Успенского собора (выше архимандритов), такой порядок управляющим Московской епархией архиепископом Петром (Полянским) велено было наблюдать во всех соборных служениях.

41. Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000. С. 26-33.

42. Приговор Московского Ревтрибунала по делу московского духовенства и верующих. 8 мая 1922 г. https://istmat.org/node/27361

Изображения взяты из следующих источников:

Фотопортрет Виктора Ивановича Кедрова прислан общине храма Святителя Николая Мирликийского в Новой слободе Мариной Викторовной Каравашкиной – а правнучкой В. И. Кедрова.

Дореволюционная фотография церкви взята на сайте Крестовоздвиженского храма http://sokolnikovo.prihod.ru/istorija_khrama

Изображение церкви Воздвижения Креста Господня, сделанное с высоты птичьего полёта в 2015 году Маргаритой и Владимиром Архиповыми, размещено на сайте «Соборы.ру» https://sobory.ru/photo/263749

Крестовоздвиженская церковь в Сокольниково, в Домодедово Московской области снята фотографом Чеботарём Александром Мирчевичем в 2017 году и её снимок находится на сайте «Храмы России» http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=224812

Храм Христа Спасителя https://mos-holidays.ru/xram-xrista-spasitelya/

Карта православных храмов https://sobory.ru/karta/?x=57.17799682126255&y=33.10578099999997&z=7

Снимок, сделанный в 1889 году, был размещён в книге Николая Ивановича Кедрова (старшего брата Виктора) «Московская Духовная Семинария, 1814–1889». Сейчас эту фотографию можно найти в Википедии и на сайте «livejournal» https://a-dedushkin.livejournal.com/1221447.html

Аттестаты об окончании Московской духовной семинарии, Московской духовной академии и документы из личного дела студента Кедрова хранятся в Центральном государственном архиве (ЦГАМ) Ф. 229 Оп.4 Д. 1668.

Фотографии Заиконоспасского монастыря взяты со страниц https://izi.travel/ru/373a-zaikonospasskiy-monastyr/ru (старинный снимок), https://sobory.ru/article/?object=19935 (план монастыря) http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=207466 (корпус духовного училища), https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C (Спасский собор)

Ордена представлены на сайте «Награды императорской России» http://medalirus.ru/rus-ordena/orden-anny-1.php и http://medalirus.ru/rus-ordena/orden-stanislava-3.php

Старинный снимок новослободской Никольской церкви помещён в альбоме Найденова Н. А. «Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV. Местность за Земляным городом». М., 1883 и в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B0_%D0%B2_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B5

Дело «О разрешении построить трапезную при Николаевской, в Новой слободе церкви» хранится в Центральном государственном архиве (ЦГАМ) Ф. 203 Оп. 427 Д. 1. План храма и церковных земель ЦГАМ Ф.179 Оп. 63 Д. 13588

Снимок переплётной мастерской можно посмотреть на сайте «История России в фотографиях» https://russiainphoto.ru/photos/146328/

Книга «Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма» сопровождается старинными фотографиями, на которых можно увидеть Виктора Ивановича Кедрова. Пещное действие https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%89%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Представления о лазаретах 1914-1917 годов можно получить на сайте livejournal https://humus.livejournal.com/4001891.html и на сайте «История государства» https://statehistory.ru/books/Vladimir—Ruga_Povsednevnaya-zhizn-Moskvy—Ocherki-gorodskogo-byta-v-period-Pervoy-mirovoy-voyny/3

Отцы Поместного собора 1917-1918 года: икона объединения http://www.nsad.ru/articles/otcy-pomestnogo-sobora-1917-1918-goda-ikona-obedineniya

Картина Филиппа Москвитина «Арест Патриарха Тихона». Фото: philippmoskvitin.com https://s-t-o-l.com/material/67733-pervenstvo-chesti-sidyashchim-v-tyurme/

Снимок, на котором патриарх Тихон благословляет народ, взята с сайта журнала «Фома» https://foma.ru/kak-bolsheviki-pytalis-moralno-razdavit-patriarha-tihona-i-chto-iz-jetogo-vyshlo.html

Фотография места захоронения Виктора Ивановича Кедрова дана на странице https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/14184/ биографической базы данных «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ в

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Facebook
Email
Print

Наш храм нуждается в помощи

Филиал «Центральный» Банка ВТБ (ПАО)

ИНН 7704005488

КПП 770701001

Р/С 40703810524770000002

К/С 30101810145250000411

БИК 044525411