ХРОНОЛОГИЯ

 

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ XVII-XХ ВЕКОВ ИЗ ИСТОРИИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО

На рубеже XVI-XVII веков была срублена небольшая деревянная церковь Николая Чудотворца в московской Новой Дмитровской слободе́. В «старой» Дмитровской слободе уже не хватало места для застройки и люди стали селиться дальше, за чертой Земляного вала (сегодняшнего Садового кольца).

1625 – год первого письменного упоминания Никольской церкви.

В 1631 году в приходе храма числилось 26 дворов. Тогда статистика и сбор по́датей велись по прихо́дам церквей и по слобода́м. Жители Новой слободы платили подати и облагались государственными повинностями – отвечали за состояние дорожного покрытия Дмитровского тракта и его обслуживание. Слобожане занимались извозом, мастерили телеги и кареты, продавали лес, сено, различные изделия.

Со временем небольшая деревянная Никольская церковь перестала вмещать всех, кто приходил на службы. И прихожане, испросив «дозволение у царя Алексея Михайловича на построение храма, получили от него в благословение икону Святителя Николая Чудотворца с чудесами»*.

В 1703 году вместо деревянной церкви была воздвигнута каменная. Её главный престол был освящён в честь иконы Смоленской Божией Матери. Четвери́к этого центрального храма имел размеры 4×4 сажени (73 м2), был одноэтажным, двусветным, высотою 10 саженей (21 м).

К северу от трапезной части главного храма был сооружён придел в честь Николая Чудотворца. Икона этого святителя, подаренная царём Алексеем Михайловичем, помещалась в иконостасе за правым кли́росом.

Храмоздателями вновь отстроенной церкви были «священно-иерей Кирилл Феодотов … со ча́ды своими духовными и со всеми богоизбра́нными Христолюбивыми человеки». Фундамент новой церкви закладывали каменщики во главе с Фёдором Хвостовым, его братом и Кириллом Тихоновым. Стены из кирпича выводили Иван Варнач (Варначёв), Михаил Никифоров, Иван Попов, Демид Трифонов с товарищами.

К 1703 году население слободы увеличилось до нескольких сот человек, проживавших в 116 дворах.

В 1739 году впервые на плане Москвы было отмечено местоположение Никольского храма (оно указано под номером 29).

В 1728-1750 годах к церкви была пристроена колокольня.

В 1750 году был отлит большой колокол весом 535 пудов (8764 кг). Изготовил его знаменитый в своё время мастер Константин Сли́зов. Под его началом было создано много колоколов, в том числе и большой Успенский, который находился на Ивановской колокольне в Кремле. Другие колокола новослободского храма датировались 1750, 1752, 1769, 1852, 1856 годами. Среди них был колокол, «слитый … в 1685 году, весом 50 пудов иждивением боярина Романова в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей, в правление княжны Софии Алексеевны».

В 1807-1809 годах был устроен южный придел в честь Зачатия Иоанна Предтечи «иждивением девицы из дворян, Наталии Владимировны Шереметевой».

 В 1812 году, во время большого пожара, когда французские войска стояли в Москве, церковь не горела, но была разграблена. Уцелели только те вещи, которые заблаговременно были зарыты в подполе.

 В 1820 году на окнах храма установили решётки.

 Около 1850 года для укрепления здания со стороны улицы под переднею стеною алтарных полукружий заложили новый бутовый камень. Сами стены были «снизу подделаны».

С 1855 по 1909 годы в течение 54 лет (!) в Никольском храме служил протоиерей Пётр Васильевич Приклонский. Под его руководством был произведён ремонт в 1863 и 1873 годах, а в 1903-1905 годах осуществлена грандиозная реконструкция всего церковного здания. Об этом выдающемся человеке можно прочитать статью в разделе «Священнослужители».

В 1863 году крыша храма была перекрыта «белым железом» (листовое железо с защитной плёнкой против коррозии).

В 1873 году проведён ремонт фасадов. Переделаны западные входные двери. Отремонтированы полы – покрытие из чугунных плит заменили на подольский мрамор. Из него же выложили амвóн. Была поднята вверх открытая арка, отделяющая центральную трапезную часть от придела в честь Зачатия Иоанна Крестителя.

В это же время в главном храме был выполнен новый четырёхъярусный иконостас. Резал его известный мастер А.М. Астафьев, которому три года спустя было поручено вызолотить иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Старинные иконы в новослободском храме были очищены и «обложены листовым золотом». Образы конца ХVII и начала XVIII веков (в т. ч. письма мастерской Си́мона Ушакова) были возвращены на прежние места и сведены воедино. Установлены новые «Царские двери».

В 1874 году построены деревянные дома для церковного причта, сохранившиеся до советского времени.

В 1877 году по просьбе горожан Новослободская улица, на которой стояла Никольская церковь, была переименована в Долгоруковскую в честь генерал-губернатора Москвы князя Владимира Андреевича Долгорукова.

В 1882 году выстроена новая ограда вдоль улицы.

Ещё в 1860-х годах возникла первая идея расширить пространство храма. Потребность в дополнительной церковной площади была связана с резким увеличением населения слободы. Вследствие отмены крепостного права бывшие крестьяне в поисках заработка стали перебираться в города (например, с 1859 по 1900 годы количество москвичей увеличилось в три раза). В конце XIX века в приходе церкви Святителя Николая уже насчитывалось более 140 дворов и более 2500 прихожан.

К тому времени здание храма, которому было около 200 лет, обветшало – в нём появились серьёзные трещины и даже провалы. Первоначально у священников и прихожан было намерение перестроить Никольскую церковь полностью. Однако решение о реконструкции храма было поручено Императорскому Московскому археологическому обществу.

В 1887 году Археологическая комиссия обследовала Никольскую церковь и составила на неё ме́трику. Подробное описание храма включало его историю, внутреннее устройство, даты ремонтов, поновления иконостаса, описание колоколов и прочее. К документам были приложены чертежи фасадов и разрезов здания. Археологическая комиссия «не позволила касаться главного храма во имя Божией Матери Смоленской в виду того, что этот храм, не подвергаясь перестройке со времени своего построения, и построенный в стиле XVII века, был одним из стариннейших московских храмов».

В 1887 году на передвижной выставке была представлена картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Художник жил неподалёку от Никольского храма (рядом с выходом теперешней станции метро «Менделеевская»).

В самом конце XIX века на реконструкцию церковного здания был объявлен конкурс. Одним из его условий было сохранение четверика храма 1703 года постройки. Из представленных работ жюри выбрало проект архитектора Сергея Фле́гонтовича Воскресенского.

В 1899 году на перестройку здания было получено разрешение от Императорского Московского археологического общества и благословение от правящего архиерея – митрополита Московского Владимира (Богоявле́нского). Позже проект С.Ф. Воскресенского утвердили Святейший Сино́д и император Николай II.

В 1903 году священники и прихожане приступили к реконструкции храма. К тому времени была создана строительная комиссия во главе с настоятелем – протоиереем Петром Васильевичем Приклонским. В комиссию входили: иерей Виктор Иванович Ке́дров; церковный староста, московский купец К.Г. Григорьев; известный землевладелец Н.Я. Пыхов и М.Н. Грибков.

На первом этапе переустройства сняли колокола и перенесли их на временно устроенную зво́нницу. Затем разобрали стены старой колокольни, трапезной части и двух приделов. 22 мая в праздник Святителя Николая начали копать рвы под фундамент. 15 июня после торжественной литурги́и приступили к закладке новых стен трапезной части главного храма и обоих приделов. В их основания были забетонированы медно-вызолоченные закладные доски. Подрядчиком строительства был крестьянин владимирской губернии В.П. Низов. Всеми строительными работами руководил архитектор Николай Сильве́стрович Курдюко́в.

К концу 1903 года общими трудами было возведено новое церковное здание. Его площадь заметно увеличилась и составила более 600 м2.

В 1904 году освятили приделы: южный – в честь Зачатия Иоанна Крестителя, северный – в честь Святителя Николая. В этих приделах были установлены новые мраморные иконостасы работы И.М. Фролова, по стилю согласованные с иконостасом главного храма. Иконы в них остались старые. Была расширена арка между главным храмом и его трапезной частью. Это было сделано для того, чтобы люди, стоящие в приделах, видели и слышали всё, что совершалось в центральном храме во время богослужения.

Пол во всех трёх храмах выложили из метлахской плитки. Солею и её ступени облицевали серым мрамором. Для обогрева помещений было устроено пароводяное отопление известной фирмой «Залесский и Чаплин».

Внутреннее пространство освещалось 14 большими окнами. На них были установлены железные ажурные решётки работы Бордорф. Подоконники заменили мраморными плитами.

Своды трапезной, выполненные по проекту А.Ф. Лоле́йта, представляли собой железобетонное перекрытие двоякой кривизны. На ту пору это было техническим новшеством.

В 1905 году по проекту архитекторов С.Ф. Воскресенского и Н.С. Курдюкова была воздвигнута новая пятиярусная колокольня. Она была построена с повторением приёмов ярусных и шатровых звонниц XVII века. На могучих четвериках возвышались два яруса звона с высокими арочными проёмами. Вся композиция увенчана была изящным шатровым верхом, на котором находились ныне утраченные главка с крестом.

В 1913 году был осуществлен ремонт главного алтаря церкви под надзором архитектора С.М. Ильинского.

С 1901 по 1921 годы в Никольской церкви служил священник Виктор Иванович Кедров. Все годы строительства нового церковного здания он активно помогал отцу Петру (Приклонскому). После ухода за штат 90-летнего протоиерея Петра иерей Виктор Кедров стал настоятелем новослободского храма.

В 1918 году протоиерей Виктор Кедров был избран Председателем Епархиа́льного совета г. Москвы. Об этом священнике и исповеднике православной веры можно прочитать статью на сайте храма в разделе «Священнослужители».

В 1909 году после ухода на покой П.В. Приклонского в Никольский храм был назначен Николай Владимирович Бенево́ленский, который в том же году был рукоположен во священника к этой церкви. Отец Николай во всём помогал настоятелю Виктору Кедрову. В1917 году иерей Николай Беневоленский был переведён в храм преподобного Симеона Столпника за Яузой, где служили когда-то его дед и отец. Об этом священномученике можно прочитать статью на сайте храма в разделе «Священнослужители».

В приходе Никольского храма священниками, прихожанами, жертвователями и доброхотами велась активная благотворительная деятельность. В домах, принадлежащих церкви, была открыта церковно-приходская школа, работала библиотека, в которой насчитывалось более 100 томов книг. Существовала богадельня. С 1912 года при церкви действовало Московское епархиа́льное Алексеевское братство призре́ния и воспитания сирот. В 1914 году на попечении прихода содержалось 45 детей. Подростки учились работать в переплётной мастерской и типографии, которые также располагались в одном из домов, принадлежащих храму. Благотворительные организации, действовавшие при новослободской церкви, финансировались приходским попечительством о бедных.

После 1917 года с приходом к власти большевиков основной государственной идеологией становится атеистическая. Уже с 1918 года начинаются притеснения и гонения на верующих, аресты священнослужителей, закрытие храмов. На основании Декрета об отделении церкви от государства (1918 г.) церковь лишают имущественных прав, а её собственность объявляют народным достоянием. В 1922 году советская власть начинает компанию по насильственному изъятию церковных ценностей.

В 1922 году из новослободского храма Святителя Николая было вывезено 17 пудо́в 8 фу́нтов (более 280 кг) золотых и серебряных предметов. Пострадал настоятель храма протоиерей Виктор Иванович Кедров. Он был осуждён на Московском процессе об изъятии церковных ценностей и приговорён к пяти годам лишения свободы.

В 1924 году Долгоруковской улице присвоили новое название – Каля́евская. Революционер-террорист Каля́ев И.П. в 1905 году убил Великого Князя Сергея Александровича Романова.

В 1929 году храм впервые попытались закрыть, о чём отрапортовал журнал «Деревенский безбожник»: «В Москве, по Каляевской улице, закрывается церковь Николы». Несмотря на это сообщение, церковь устояла.

В 1934 году храм был передан обновле́нцам во главе со своим лидером – «митрополитом» Александром Введенским. Их перевели сюда после закрытия храма святых Петра и Павла на Ново-Басманной улице.

В 1935 году намечался очередной снос здания в связи с проектированием магистрали от площади трёх вокзалов к Белорусскому вокзалу. И этот замысел не был реализован.

В 1936 году Моссовет распорядился устроить в здании церкви Центральный антирелигиозный музей.

Началась перестройка помещений, в ходе которой был полностью разрушен четвери́к главного храма в честь иконы Смоленской Божией Матери, а также снесены алтари северного Никольского и южного Зачатьевского приделов. На месте уничтоженной церкви и алтарей водрузили новое пятиэтажное здание сталинской архитектуры. Эта строение должно было закрыть оставшиеся трапезные и колокольню со стороны улицы.

Проект перестройки был выполнен архитектурно-планировочной мастерской № 3 Отдела проектирования Моссовета. Предположительно, автором проекта был архитектор, инженер-строитель Константин Михайлович Соколов, чья подпись имеется на чертежах. Внутреннее пространство церковного здания (трапезная часть и приделы) были разделены горизонтальным перекрытием на два этажа.

Для удержания бетонных плит перекрытия по всему первому этажу были поставлены колонны. Церковное пространство оказалось разрезанным, раздробленным и перекроенным под атеистический музей. В это же время были выполнены проекты проведения водопровода, канализации, отопления и вентиляции здания.

В 1937 году в перестроенную церковь были перевезены экспонаты Центрального антирелигиозного музея Союза безбожников СССР, который ранее размещался в Страстном монастыре.

В 1941 году с началом Великой Отечественной войны экспозиция Центрального антирелигиозного музея была частично свёрнута, а в 1945 году полностью передана в ленинградский Государственный музей истории религии.

В 1941-1945 годах в здании музея находилось общежитие Московской противовоздушной обороны.

С 1944 по 2017 годы в бывшем храме Святителя Николая располагалась киностудия «Союзмультфильм». Здесь было создано более 1500 рисованных, кукольных и пластилиновых лент, среди которых «Ну, погоди», «Простоквашино», «Малыш и Карлсон», «Крокодил Гена и его друзья», «Котёнок Гав», «Обезьянки» и другие любимые детьми и взрослыми мультфильмы.

Подробнее о киностудии «Союзмультфильм» можно прочитать, перейдя по ссылке   https://www.culture.ru/s/souzmultfilm/

Об истории образования православной общины храма Святителя Николая в Новой слободе в 1990-е годы, о возвращении дома причта в 2000-е, о начале богослужений в 2010-е, о передаче здания Никольского храма от «Союзмультфильма» православному приходу, о последующем ремонте и первой литургии в старинном храме можно узнать в закладке «Воссоздание храма».

* Цитаты приводятся из двух основных источников информации XIХ-XХ веков:

1. Метрика Никольской церкви в Новой слободе (ЦИАМ Ф. 454 Оп. 3 Д. 57)

2. Московская Николаевская, что в Новой слободе, церковь. По поводу освящения вновь сооруженного придела //Московские церковные ведомости. 1904. №48. С.557-562 https://www.pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/b4/97/b49765c2-9720-4291-b25a-cc49db4aca5a.pdf

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Facebook
Email
Print

Наш храм нуждается в помощи

Филиал «Центральный» Банка ВТБ (ПАО)

ИНН 7704005488

КПП 770701001

Р/С 40703810524770000002

К/С 30101810145250000411

БИК 044525411