Константин Михайлович Слизов, будучи самым искусным московским колокололитейщиком второй половины XVIII века, создал много звонов. В интернете есть сведения о более чем 30 колоколах, отлитых этим мастером, среди них и будничный колокол для нашей новослободской церкви. До нынешнего времени дошло только три колокола1.
Первый из сохранившихся колоколов был вылит в 1750 году для храма Воскресения Христова в Кадашах.
В 1920-х годах этот колокол был изъят из храма и передан Большому театру. За возвращение церковного колокола на предназначенное ему место уже много лет борется община храма2. Администрация Большого театра продолжает незаконно удерживать колокол и увидеть его не представляется возможным.
Второй колокол мастера Слизова сохранился в храме Троицы Живоначальной в Останкино и его звон по сей день радует прихожан.
Этот колокол 1755 года рождения может увидеть любой желающий (если, конечно, на Пасху в этом храме разрешают звонить).
На сайте музея усадьбы «Останкино» дано подробное описание надписей и изображений слизовского колокола. «По плечам колокола расположен орнамент из шестикрылых серафимов. На полях отлиты четыре медальона с изображением рельефных икон. Первый образ «Николы Можайского», держащего в своей левой руке град Можайск или храм, но он исполнен не в классической иконографии – без меча в правой руке. Второй образ уникален по своей иконографии, так как иллюстрирует строку акафиста Богородице «Рождество твое Богородице радость всей вселенной». В этой интерпретации родители Богородицы Иоаким и Анна изображены коленопреклоненными перед распустившимся цветком, в котором появляется образ Богородицы в языках пламени. В некоторых теологических текстах встречается сравнение Богородицы с купиной, символизируя её девство, как купина горела и не сгорала, так и Богородица после рождества осталась девой.
Третья композиция – это избранные святые предстоящие образу «Богоматерь Казанская». Над их головами выбиты надписи, которые указывают, что на дальнем плане в рост изображены царевич Дмитрий и митрополит Филипп. На переднем плане коленопреклоненный Александр Невский, Иоанн Богослов. Одежды персонажей без явной атрибутики: на Дмитрии должны быть царские, на Александре Невском – княжеские, но встречаются, очень редко, монашеские, так как перед смертью он принял схиму. На двух других фигурах накидки без атрибутов … Четвертый образ: Спас Вседержитель на престоле. На колоколе имеется надпись: «Лил сей колокол мастер Константин Михайлов сын Слизов»»3.
В сети выложены фотографии3,4 этого колокола, но они тёмные и не все изображения хорошо видны.
Третий колокол Константина Михайловича Слизова, доживший до наших дней, каждый час звонит на колокольне Успенского собора города Харькова5.
Колокол служит для часового боя, который осуществляется в автоматическом режиме ударом молота снаружи.
Большую работу по поиску сведений об этом колоколе провёл Сергей Иванович Сукач, сравнив судьбу колокола с историческим романом. Оказалось, что этот колокол мастер Слизов отлил не для Харьковского собора, а для Змиевского Николаевского мужского монастыря6.
Об истории колокола и самого монастыря Сергей Иванович повествует в статье «Большой колокол мастера Константина Михайловича Слизова Александровской колокольни Собора Успения Пресвятой Богородицы в г. Харькове»7. Автор сравнивает два уцелевших слизовских колокола – харьковский и останкинский, ведь оба они были отлиты в 1755 году. В статье много интересных фотографий общего вида колоколов и их фрагментов, приводится расшифровка надписи на поверхности харьковского колокола и даются комментарии. Например, на снимке можно разглядеть изображение Святителя Николая.
Такое же изображение могло украшать и наш новослободский колокол.
В конце своей статьи Сергей Иванович Сукач пишет, что «сохранилось несколько колоколов мастера Слизова К.М. в Санкт-Петербурге, один из них находится в Смольном, несколько других (очевидно) – часовые»7. Из книг Оловянишникова Н.И. «История колоколов и колокололитейное искусство»8 и Михаила Пыляева «Исторические колокола»9 нам известно, что:
— два колокола были отлиты для Воскресенского Смольного собора (полиелейный и великопостный);
— один колокол (1762 года создания) находился в Казанском соборе, а до этого в церкви Рождества Богородицы.
В связи с этим просьба ко всем, кто может помочь – найти информацию о наличии/отсутствии колоколов Константина Михайловича Слизова в Санкт-Петербурге. Для этого можно обратиться непосредственно к духовенству этих храмов или звонарям. Если колокола действительно сохранились, то хорошо бы:
- Сфотографировать каждый колокол со всех сторон.
- Снять «круговое» видео, обойдя колокола по кругу.
- Записать на видео или сделать аудиозапись голосов этих колоколов. Если повезёт, то снять на видео перезвон.
В статье «Святыни Сретенского монастыря»10 Григорий Романов помимо Харькова и Санкт-Петербурга называет и другие города, в которые Константин Михайлович Слизов отливал колокола: Переславль-Залесский, Тула, Мещовск, Ярославль11. Быть может, кто-нибудь, будучи в этих местах, сможет обратиться к историкам, экскурсоводам, звонарям, другим специалистам с просьбой помочь в розыске колоколов мастера Слизова.
Есть ещё одно увлекательное дело – попробовать создать эскиз колокола, отлитого для нашего храма Святителя Николая в Новой слободе. Зная тексты надписей и изображения, которые были сделаны на других слизовских колоколах, можно спроектировать внешнюю поверхность и новослободского колокола. Для этой работы особенно це́нной будет информация о колоколах, сработанных в 1750 году, в т. ч. и об уцелевшем кадашевском колоколе.
Как правило, на каждом колоколе надписывали его вес, дату изготовления и фамилию мастера, а также указывалось для какого храма он был вылит. Могли приводить цитаты богослужебных текстов. Порой оставляли памятные надписи с указанием исторических сведений. Фиксировали имена царей и членов их семей, правящего архиерея, священников, при которых был вылит колокол. Иногда увековечивали имена вкладчиков. Допускались и поминальные надписи. Для большего благолепия выводили рельефные иконы Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, образы святых, изображали Силы Небесные: серафимов и херувимов. Колокола украшали горизонтальными поясками и бороздками, растительными и геометрическими орнаментами…
Работы по поиску информации о колоколах, о нашем храме, его священниках и прихожанах очень много. Всех желающих участвовать в создании музея храма Святителя Николая в Новой слободе просим писать Людмиле Гончаровой goncharova.ludmila@list.ru и Наталии Королёвой nataly-koroleva@mail.ru
Комментарии, использованные и рекомендуемые источники:
- Видеолекция Константина Мишуровского «Кадашевские колокола. Возвращение домой» https://www.youtube.com/watch?v=nD79-yHWodU&ab_channel=bellringervideo
- Кадашевские колокола https://www.kadashi.ru/istoriya/posle-1917-g/item/810-kadashevskie-kolokola.html
- Колокол церковный. 1755. Слизов К.М. https://ostankino.museum-online.moscow/entity/OBJECT/5981?index=9&paginator=entity-set&entityType=EXHIBITION&entityId=3732491&attribute=objects
- Храм Живоначальной Троицы в селе Останкино и его колокольня. История, архитектура, аналоги http://www.zvon.ru/article5.view2.page17.part2.html
- Фильм о Харьковском Успенском Соборе https://www.youtube.com/watch?v=yrFiUEd6oEo&ab_channel=%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%A3%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2 (фильм начинается боем слизовского колокола)
- Змиевской Николаевский казацкий монастырь http://www.otkudarodom.ua/ru/zmievskoy-nikolaevskiy
- Сукач С. Большой колокол мастера Константина Михайловича Слизова Александровской колокольни Собора Успения Пресвятой Богородицы в г. Харькове http://kolokol.at.ua/publ/istoricheskie_kolokola_i_zvony_ukrainy/bolshoj_kolokol_mastera_konstantina_mikhajlovicha_slizova/5-1-0-83
- Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912. – с. 126-127
- Михаил Пыляев. Исторические колокола. https://www.google.ru/books/edition/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB/U1NMDwAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C+%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3+%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB+%D0%A1%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2&pg=PR14&printsec=frontcover
- Романов Григорий. Святыни Сретенского монастыря. Статья 3. Колокола Сретенской обители. Часть 2 https://pravoslavie.ru/33423.html
- В октябре 2021 года звонарь Спасо-Преображенского монастыря (сейчас это – музей-заповедник) Андрей Федорычев сказал, что на территории монастыря нет колокола Константина Михайловича Слизова.
Изображения взяты из следующих источников:
- Сукач С. Большой колокол мастера Константина Михайловича Слизова Александровской колокольни Собора Успения Пресвятой Богородицы в г. Харькове http://kolokol.at.ua/publ/istoricheskie_kolokola_i_zvony_ukrainy/bolshoj_kolokol_mastera_konstantina_mikhajlovicha_slizova/5-1-0-83
- Храм Воскресения Христова в Кадашах https://susanintop.com/sight/hram-voskresenija-hristova-v-kadashah
- Церковь Троицы Живоначальной в Останкине. Снимок 2013 года https://sobory.ru/photo/176544
- Колокол церковный. 1755. Слизов К.М. https://ostankino.museum-online.moscow/entity/OBJECT/5981?index=9&paginator=entity-set&entityType=EXHIBITION&entityId=3732491&attribute=objects
- Аэропанорамы центральной части Харькова. Успенский собор https://www.liveinternet.ru/users/3437583/rubric/1278636/
- Змиевской Николаевский казацкий монастырь http://www.otkudarodom.ua/ru/zmievskoy-nikolaevskiy