1993-2011

СОЗДАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩИНЫ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

И ПЕРЕДАЧА ЕЙ ДОМА ПРИЧТА ПО УЛИЦЕ ДОЛГОРУКОВСКАЯ, 23

(1993 – 2011 ГОДЫ)

В 90-х годах, когда рушился советский строй и происходили глубочайшие преобразования во всех сферах общества, начался процесс возвращения Русской Православной Церкви её храмов и обителей. Церковное здание на Долгоруковской было занято киностудией «Союзмультфильм». В то время никто не знал, что потребуется 24 года борьбы верующих за возвращение им новослободского храма. Его передадут Русской Православной Церкви только в 2017-2018 годах.

В 1993 году была образована община храма Святителя Николая Мирликийского в Новой слободе города Москвы и зарегистрирована одноимённая религиозная организация.

Во главе образовавшегося православного прихода был поставлен иерей Николай Селезнёв – клирик храма Спаса Нерукотворного в Кунцево.

В 90-х годах община была небольшой, но с годами количество прихожан увеличивалось. Люди собирались у стен церкви в Пыхов-Церковном переулке и служили молебны.

Об одном таком молебне, проходившего зимой, вспоминает Александр Васильевич Ренжин: «Помню мороз был за 20 градусов. Мы стояли в переулке между храмом и домом причта. В здание нас не пускали. Собралось человек 20. Отец Николай служил, мы молились. Дул сильный ветер и постоянно гасли свечи. Однако до конца молебна никто не ушёл. Мы замёрзли, но были очень довольны, что выстояли эту службу».

Прихожане во главе с отцом Николаем направляли письма руководству Москвы и страны с просьбой вернуть церковное здание; ходили по различным инстанциям и оформляли необходимые бумаги; обращались в средства массовой информации, чтобы привлечь внимание общественности к волоките со стороны чиновников всех уровней и администрации «Союзмультфильма». Ниже опубликованы выдержки из некоторых документов той поры.

В 1996 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову с просьбой оказать содействие в скорейшем возвращении общине верующих храма и соседствующего с ним церковного дома. Правительство Москвы не стало решать этот вопрос, хотя ещё в 1993 году было издано распоряжение Президента РФ от 23.04.1993 № 281-РП «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества».

В конце 90-х годов «Союзмультфильм» находился в глубоком кризисе. Став в 1989 году арендным предприятием, он не смог встроиться в рыночные отношения. Советские аниматоры, привыкшие работать на госзаказ, не сумели организовать предпринимательскую деятельность, приносящую прибыль. Государство приостановило финансирование киностудии. Производство фильмов почти полностью прекратилось. Творческий коллектив развалился – кто-то ушёл сам, кого-то уволили. Оставшиеся сотрудники вели борьбу против дирекции, которая делала ставку не на развитие российской мультипликации, а на получение доходов с продаж старой коллекции. В 1999 году встал вопрос о дальнейшем существовании «Союзмультфильма», поскольку заканчивался срок аренды здания. Аренду могли продлить и тогда киностудия осталась бы в церковном здании на Долгоруковской. В противном случае либо аниматорам предоставляли другую площадку, либо «Союзмультфильм» перестал бы существовать, лишившись производственных помещений.

Письмо Патриарха Алексия II Валентина Ивановна Матвиенко адресовала Государственному Комитету по кинематографии, который десять лет назад (в 1989 году) заключил с «Союзмультфильмом» договор аренды. Исполняя поручение правительства, председатель Госкомитета по кинематографии Александр Алексеевич Голутва в своем ответе от 1 декабря 1999 года на имя Патриарха Алексия II, в частности, писал: «Госкино России в настоящее время готовит обращение в Министерство государственного имущества с просьбой о предоставлении ФГУП «Киностудии «Союзмультфильм»» помещения». И далее: «В случае положительного решения данного вопроса Комитет сделает всё от него зависящее для незамедлительного освобождения храма Святителя Николая в Новой слободе».

В течение последующих лет Министерство имущественных отношений будет неоднократно предлагать киностудии помещения для переезда, но они по разным причинам будут отклоняться.

Мультипликаторы не хотели покидать церковного здания и старались найти любые причины, чтобы остаться в нём. Со своей стороны «Союзмультфильм» инициировал историко-архитектурное обследование с целью изменения статуса здания, которое ещё в советское время было отнесено к памятникам архитектуры.

В ходе обследования здания была признана культурная ценность за обеими частями постройки – и церковной (возведена в 1903-1905 гг.), и светской (пристроена в 1937 г.). За последней отмечалась архитектурно-художественная ценность как образца «сталинского классицизма 1930-х гг.» и её историко-культурное значение, так как здесь на протяжении многих лет творили лучшие советские мультипликаторы (В. Котёночкин, Ю. Норштейн, Ф. Хитрук и др.). Также было отмечено, что при включении всего здания в списки выявленных объектов культурного наследия встанет вопрос о его реставрации, что повлечёт за собой массу проблем. Среди них назывались вопросы вынесения алтарных абсид на проезжую часть улицы, слишком большой объём утрат церковной части и необходимость сноса административного здания «Союзмультфильма».

В январе 2004 года, продолжая бороться за возвращение храма, члены православной общины направили запрос в Главное управление охраны памятников города Москвы с просьбой выдать паспорт на церковное здание, но получили отказ.

Согласно распоряжению Президента РФ 1993 года «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» православная община имела полное право на владение храмом, однако городские власти и Госкино под разными предлогами удерживали церковное здание в своей собственности.

30 марта 2004 года на портале «Православие.ру», была размещена статья «Верующие добиваются возвращения Никольского храма в Новой слободе» http://pravoslavie.ru/9406.html В этой публикации звучал призыв передать православной общине колокольню, находящуюся в аварийном состоянии.

В этом же году был снят репортаж об усилиях прихожан Никольского храма, направленных на передачу им церковного здания.

Активные действия православной общины по возвращению ей новослободского храма  встретили жёсткое сопротивление московских властей – 16 ноября 2004 года на заседании рабочей группы экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям было вынесено решение: «Принимая во внимание утрату основного объёма храма считать нецелесообразным отнесение его к числу выявленных объектов культурного наследия, отнести [здание] к числу ценных объектов историко-градостроительной среды».  Обратим внимание, что приведённая информация об утрате основного объёма храма была недостоверной, поскольку вся постройка 1903-1905 годов (за исключением двух алтарных апсид) была сохранена. 30 декабря в последний рабочий день 2004 года решение рабочей группы было подтверждено протоколом пленарного заседания экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям. Такой статус не давал церковному зданию должной защиты. Это едва ли не единственный в постсоветское время случай, когда было отказано в постановке под охрану культового здания, являвшегося памятником архитектуры ещё в советское время. 16 марта 2005 года по заявлению ООО «Столичный проект» (исследователь-докладчик Е. Е. Соловьева, эксперт В. А. Виноградов) был поставлен вопрос об отмене охранной зоны 141, утвержденной ППМ 545 от 07.07.1998, вокруг нескольких ценных зданий по ул. Долгоруковская, в том числе, территории церкви Святителя Николая «в связи с отсутствием объектов культурного наследия».

С отменой охранного статуса церковное здание лишалось какой бы то ни было защиты и с ним могли делать всё что угодно. В апреле 2005 года Центром историко-градостроительных исследований была проведена экспертиза с целью актуализации данных об исторической ценности церковного здания. По её итогам была составлена историко-градостроительная справка, в которой в том числе говорилось: «В современном состоянии здания, как нив каком другом сооружении Москвы, наглядно отражается непримиримый конфликт двух эпох русской истории – периода дореволюционной России и периода становления коммунистического режима. Современное состояние церкви Николая Чудотворца в Новой слободе – редкий по силе воздействия на человека пример «жёсткого» насилия над старой архитектурой. Восточная часть, пристроенная по проекту 1936 года, представляет пятиэтажный прямоугольный в плане корпус-пластину, фасады которого оформлены в стиле «сталинского классицизма» с использованием ордерных элементов. Без сомнения можно было бы отметить определённые архитектурные достоинства этого сооружения, обладающего качествами стилистической определённости, масштабности и монументальности, если бы не было ужасающего сочетания двух несочетаемых частей получившейся композиции. Здание обладает большой образной силой, вызывая ассоциации с мифологическим «чудовищем», поглотившем наполовину свою жертву и не имеющим сил проглотить её до конца. Воздействие на восприятие зрителя только усиливается от того, что «чудовище» имеет красивый «имперский» фасад, а «тело» жертвы уродливо торчит из его «пасти»…».

26 мая 2005 года Патриарх Алексий II вновь обратился к мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову с призывом вернуть храм верующим и содействовать установлению охранного статуса церковного здания.

28 декабря 2005 года Протоколом № 188 заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям здание храма было отнесено к объектам историко-градостроительной среды. Спустя девять месяцев 19 сентября 2006 года в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 706-ПП здание храма было включено в границы объединенной охранной зоны № 141.

В своём письме от 26 мая 2005 года Патриарх Алексий II обратил внимание московского градоначальника на то, что «ГУП «Союзмультфильм» проводит внутри колокольни и храма масштабные ремонтные работы, которые приводят к дальнейшему искажению первоначального облика церковных помещений». В то время «Союзмультфильм» начал перестройку первого этажа, хотя здание нуждалось в полном цикле работ по капитальному ремонту. Согласно обследованию, проведённому в 2006 году, требовалась полная замена кровли, систем отопления, водоснабжения, канализации и электроснабжения. Капитальный ремонт в церковном здании ни разу не проводился с момента его постройки в 1903-1905 годах.

В декабре 2007 года московские власти приняли решение передать приходу в безвозмездное пользование бывший дом причта на Долгоруковской улице, 23.

Несколько десятилетий в этом здании располагалось 64-е отделение милиции Свердловского района города Москвы. На первом этаже находилась дежурная часть с кабинетом для оперуполномоченных, паспортный стол и изолятор временного содержания для людей, совершивших уголовные преступления и ожидающих решения суда. На втором этаже размещались: канцелярия 64-го отделения милиции, кабинеты следователей и инспекторов по делам несовершеннолетних. После передачи здания православной общине верующие стали приводить его в подобающий вид. Начали с выламывания металлических дверей и решёток камер изолятора на первом этаже. Это были самые тяжёлые и грязные работы. Много усилий положили на то, чтобы отмыть все помещения. Затем стали собирали деньги на ремонт здания. Отец Николай вдохновлял всех и руководил всеми ремонтными работами. В одной из комнат на втором этаже прихожане обустроили домо́вую церковь.

Верующие, их друзья и знакомые принесли в церковь иконы.

В 2008 году спустя несколько месяцев после смерти Патриарха Алексия II приход Никольского храма был передан на попечение епископу Аркадию (Афонину), назначенному настоятелем в близлежащий храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Владыка поставил главным священником в дом причта игумена Севериа́на (Тонких) – клирика храма преподобного Пимена Великого.

В декабре 2009 года была подана заявка в Комитет по культурному наследию г. Москвы на постановку под охрану дома дьякона Истрина. Этот деревянный дом, до революции принадлежавший новослободской церкви, а в советское время стоявший на территории «Союзмультфильма», мог быть утрачен в результате пожара. Другая заявка была оформлена на само церковное здание, чтобы обезопасить его от сноса или переделок. Однако, заявки так и не были рассмотрены.

Епископ Аркадий благословил перепланировку дома причта, чтобы в последующем перенести храм со второго этажа на первый в более просторное помещение. Были демонтированы перекрытия между первым и вторым этажами в северном крыле здания. Позже этот проект был заморожен и почти половина здания простояла в разрушенном виде до 2019 года.

Ввиду ремонта в северной части здания игумен Севериан перенёс храм в южное крыло. Там стали совершать Всенощные бдения и Божественные литургии.

                                                               (фото 20)

Летом 2011 года на крыше бывшего дома причта, а теперь домового храма был установлен крест.

5 декабря 2011 года указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм Святителя Николая в Новой слободе был передан на попечение Синодальному миссионерскому отделу Русской Православной Церкви. О новом этапе деятельности прихода рассказано на сайте храма в закладке «2011-2017 гг. Литургическая жизнь в доме причта».

Мы благодарим иерея Николая Селезнёва, старосту Александра Ренжина, Ларису Зеленчеву, Раису Сафонову, Александра Крючкова, Ольгу Мозгову, Марину Кузнецову, Дениса Кириса, Сергея Фролова, Олега Клюева, Ирину, Татьяну, Юлию, Людмилу, Галину Антонову, Алину (Ию) Помещикову, Нину, членов иконописной мастерской «Канон»; игумена Севериана Тонких, Тихона, Афанасия, Екатерину и всех тех, кто молился, добивался возвращения храма, жертвовал деньги на ремонт дома причта и трудился над его восстановлением!


Просим откликнуться прихожан, входивших в общину в 1993-2011 годах, чтобы воссоздать и уточнить события тех лет. Пишите на почту nataly-koroleva@mail.ru или на почту храма.


Составила Наталия Юрьевна Королёва

Март 2024


При подготовке статьи были использованы материалы из архива Синодального миссионерского отдела и информация из Интернета:

«Союзмультфильм» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC

Киностудия «Союзмультфильм». Справка РИА Новости от 10.06.2011.

https://ria.ru/20110610/386417248.html

«Мы 30 лет ничего не производили»: глава «Союзмультфильма» о том, почему российская анимация отстает от мировой, и что с этим делать. Интервью от 26.12.2020. https://www.forbes.ru/forbes-woman/417319-my-30-let-nichego-ne-proizvodili-glava-soyuzmultfilma-o-tom-pochemu-rossiyskaya

Фильм о борьбе прихожан за возвращение верующим церковного здания был предоставлен Денисом Александровичем Кирисом.

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Facebook
Email
Print

Наш храм нуждается в помощи

Филиал «Центральный» Банка ВТБ (ПАО)

ИНН 7704005488

КПП 770701001

Р/С 40703810524770000002

К/С 30101810145250000411

БИК 044525411