СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ НАШЕГО ХРАМА (очерк 5)

Мы стараемся восстановить историю храма Святителя Николая в Новой слободе. К сожалению, сохранилось крайне мало документов XVII века, относящихся к возведению нашей белокаменной церкви1. Известно пока только одно свидетельство2 о её строительстве. Однако, отсутствие точных данных не мешает представить нам общий дух и события того времени.

Если ориентировочной датой начала строительства считать 1672 год3, то к тому времени посадские люди уже более 20 лет жили в тягле крепостничества с его несвободой, ростом налогов и повинностей. Тяжелее кабалы и бедности было церковное разобщение людей. Православные, продолжавшие молиться по-старому объявлялись еретиками. Их преследовали, пытали, ссылали, сжигали. К 1672 году уже была арестована боярыня Морозова4. Патриарх Никон, извергнутый из епископского сана, простым монахом пребывал в заточении в Ферапонтовом монастыре. Аввакум сидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, но продолжал проповедовать и рассылать грамоты по всей России. Монахи Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять нововведения, уже несколько лет выдерживали осаду царских войск. К этому времени прошли два церковных собора5,6, осудивших раскол, а по сути его узаконившие.

Москвичи, находящиеся в эпицентре политических и экономических событий, первыми вынуждены были делать свой выбор в принятии или непринятии новых порядков. Часть духовенства, купцы и посадские люди продолжали сопротивляться нововведениям. Бо́льшая часть москвичей приняла церковные «реформы» царя, но мы не знаем, о чём они думали, что говорили и о чём молились. Василий Иванович Суриков попытался воссоздать на своей картине отношение горожан к тем, кто противостоял власти, защищая старую веру.

Раскол общества передан сюжетом (о чём картина), композицией (как размещены персонажи) и идеей (какую мысль хочет донести до нас автор). Сюжет: бывшую первую боярыню двора, самую богатую женщину России, родственницу царя, ставшую его врагом вследствие сопротивления его реформам, везут в кандалах по московской улице в Кремль на допрос.

Художник так построил композицию картины, что дровни, как межа, проходят сквозь толпу, разделяя её на две неравные части. Справа находятся люди, сочувствующие Морозовой, слева – насмехающиеся её глупому упорству. Суриков хотел показать героиню своей картины не в одиночестве заточения, а с народом. Он вспоминал7, что сначала написал толпу – тех людей, которые делали свой выбор – с кем они? Большая часть прохожих на стороне Феодосии Прокопьевны Морозовой. Это видно по выражениям лиц и позам людей. Многие смотрят на боярыню с состраданием.

И прежде всего это – женщины. Нет ни одной среди них, которая бы усмехалась или злорадствовала. Слева от саней девушка, но и она, скорее, недоумевает – не грех ли упорно стоять на своём, идти против царя и патриарха?

Можно предположить, что лица москвичей, выражают лишь чувства жалости к мучимой женщине. Но посмотрите внимательнее – справа девушка в золотом платке кланяется; мужчина, стоящий за ней, снимает шапку; коленопреклонённая старушка пытается прикоснуться хотя бы к саням Морозовой; юродивый открыто благословляет Феодосию двумя перстами. Над юродивым стоят монахиня и странник-старообрядец. Его приверженность к старой вере можно узнать по чёткам, свисающим с пояса. Взгляните, такие же чётки с треугольниками внизу на левой руке у Феодосии. Между этими всеми этими людьми существует духовная связь. И над ними высится икона Богородицы, рядом с которой горит негасимая лампада.

Странника Василий Суриков написал с себя, выразив тем самым своё отношение к происходящему. На картине в руках у старообрядца высокий посох в виде креста как знак власти и несгибаемости. За спинами справа стоящих людей высятся купола храмов, как бы показывая, на чьей стороне правда.

Вопрос о правде – важный духовный вопрос. Есть большая вечная истинная правда, а есть малая правда, бытовая. Тех, кто искал выгоду, привлекала малая правда и действовали они соответственно своим земным интересам8. Вот слева от саней стоит группа мужчин. Они усмехаются, видимо, обсуждают «скудоумие бабы неразумной» – ведь нетрудно же перекреститься тремя пальцами и будешь опять в довольстве и почёте! Сурикову претит их лукавство, и он изображает их ошую.

Есть ещё несколько человек, для которых проезд саней с Морозовой – занимательное уличное происшествие. Это, по большей части, подростки. Одни из них бегут за санями, другие стоят и скалят зубы в весёлом любопытстве. Они пока мало что разумеют.

Самый старший среди них уже задумался и пытается понять происходящее. Кстати, в этом молодом человеке Суриков изобразил себя в юности.

Можно подолгу всматриваться в лица людей, пытаясь прочитать их чувства и мысли … Но как бы не относились москвичи к Морозовой, все они смотрят на неё, а она поверх голов глядит на икону Божией Матери9.

Феодосия Прокопьевна, подняв руку в двуперстном соединении10, то ли свидетельствует о преданности Христу, то ли обращается к Милующей Заступнице о даровании стойкости в будущих страданиях. Ведь боярыню везут на допрос. Позже её будут пытать на дыбе, держать раздетой на снегу по несколько часов, морить голодом. Отберут все богатства, «залечат» насмерть её единственного и горячо любимого сына, сошлют братьев в ссылку. На её руках от голода в земляной яме умрёт её родная сестра – княгиня Урусова. Но Морозова до конца своих дней твёрдо будет стоять в своей вере.

На первых эскизах Василий Иванович Суриков изобразит Кремль, как место, куда арестантку везут на допрос.

Позже художник изменит свой замысел.

И конечным пунктом пребывания Феодосии Прокопьевны Морозовой он определит храм.

Видимо, как символ Церкви Христовой. Сопоставление первоначальных рисунков и законченной картины наводит на мысль о двух мирах (Кремль и Церковь), и о двух правдах и двух судах (человеческом и небесном).

Одноглавым храмом, стоящим на пути следования саней, Суриков изобразит церковь Святителя Николая в Новой слободе. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. «А церковь-то в глубине картины – это Николы, что на Долгоруковской»11. Василий Иванович Суриков не имел под рукой данных о времени постройки этой церкви и не знал, что ко времени ареста Морозовой, каменного храма ещё не было. Он не знал, что за благословением на его строительство слобожане обратились к царю не ранее 1672 года. Однако среди всех храмов, которых в Москве было с преизбытком, художник для своей картины выбрал новослободскую церковь, полную достоинства и красоты.

Этим прекрасным храмом мы обязаны жителям Новой слободы, которые, год за годом, десятилетие за десятилетием продолжали строить свою церковь и поддерживать общину, несмотря на все трагические события XVII века.

 

В следующий раз мы познакомимся ещё с одним человеком, чьё имя связано с нашим храмом и о чьих трудах в XVIII веке слышала вся Москва.

 

Комментарии, использованные и рекомендуемые источники:

  1. Белокаменную церковь, о которой идёт речь, начали строить в XVII веке, в ХХ веке она была разрушена. Изображение этой прекрасной церкви можно увидеть на фотовыставке в храме Святителя Николая в Новой слободе (Долгоруковская ул., д.25, 2-й этаж) и в альбоме Найдёнова Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV. Местность за Земляным городом. М., 1883
  2. Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904. – С. 5
  3. В своей книге «Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь» псаломщик Дмитрий Никонов воспроизвёл текст эпитафии, найденной им на стене церкви «Здесь положен священно-иерей Кирилл Федотов 1712 года месяца мая 23 числа от рождения его в мир на 82 года и пас сию Церковь он же иерей Кирилл Федотов 40 лет он же иерей сию церковь строил со всяким своим тщанием и всеусердием своими трудами и со чады своими духовными и со всеми богоизбранными христолюбивыми человеки». Если от даты кончины священника Кирилла Федотова (1712) отнять 40 лет, то получится 1672 – год начала строительства белокаменной церкви.
  4. Морозова, Феодосия Прокофьевна https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Рекомендуем вам посмотреть два фильма о боярыне Морозовой по ссылкам https://www.youtube.com/watch?v=N2UQXdyqN9o&ab_channel=istorionet

https://www.youtube.com/watch?v=fxFJqaw6MiQ&ab_channel=gpcru

  1. Московский собор (1654) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(1654)#:~:text=%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%CC%81%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%CC%81%D1%80%201654%20%D0%B3%D0%BE%CC%81%D0%B4%D0%B0%20%E2%80%94%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9,%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0%2C%20%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B%20%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0.
  2. Большой Московский собор (1666-1667) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80
  3. Товарищество передвижных художественных выставок. Глава 12. Краски русской жизни: «Боярыня Морозова» http://tphv-history.ru/books/yasnikova-surikov12.html
  4. Владимир Топоров «Московские люди XVII века (к злобе дня)» https://philologist.livejournal.com/9591425.html
  5. Икона Божией Матери «Милующая», более известная как «Умиление» относится к иконописному типу Елеуса. В переводе с греческого языка это слово означает «милостивая», «сострадающая». Младенец Иисус прижимается щекой к щеке Матери и они сливаются в единое целое, являя собой безграничную любовь к людям https://www.pravmir.ru/eleusa-obraz-lyubvi/
  6. Два пальца символизируют единство двойной природы Иисуса Христа – божественной и человеческой, а загнутые и соединенные три оставшихся – Троицу. Креститься двумя пальцами на Руси было принято издавна. В то время, когда Никон насаждал троеперстие, старообрядцы продолжали креститься двумя пальцами.
  7. Василий Суриков в воспоминаниях современников. Максимилиан Волошин http://artsurikov.ru/memory-voloshin-10.php
  8. Рекомендуем прочитать воспоминания Волошина Максимилиана Александровича о Василии Ивановиче Сурикове http://az.lib.ru/w/woloshin_m_a/text_0480.shtml

 

Изображения взяты из следующих источников Интернета:

  • Картина Василия Ивановича Сурикова «Позор следования боярыни Федосьи Прокопьевны Морозовой для допроса в Кремль за приверженность к расколу в царствование Алексея Михайловича» (примечание к каталогу Третьяковской галереи) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c4/Vasily_Surikov_-_%D0%91%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%8B%D0%BD%D1%8F_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0_-_Google_Art_Project.jpg
  • Икона Божией Матери «Милующая», более известная как «Умиление» относится к иконописному типу Елеуса. В переводе с греческого языка это слово означает «милостивая», «сострадающая». Младенец Иисус прижимается щекой к щеке Матери и они сливаются в единое целое, являя собой безграничную любовь к людям https://www.pravmir.ru/eleusa-obraz-lyubvi/
  • Боярыня Морозова (Кожурин К. Я.) Серия: Жизнь замечательных людей. Малая серия Издательство: Молодая гвардия https://www.podpisnie.ru/books/boyarynya-morozova/
  • Первоначальный эскиз картины, исполненной в 1887 г. https://www.tretyakovgallery.ru/collection/boyarynya-morozova
  • Схема картины взята со страницы «Волошин Максимилиан Александрович IX. «Боярыня Морозова». В.И. Суриков. Волошин Максимилиан Александрович – художник» (недоступная ссылка)
  • Найдёнов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV. Местность за Земляным городом. М., 1883
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Facebook
Email
Print

Наш храм нуждается в помощи

Филиал «Центральный» Банка ВТБ (ПАО)

ИНН 7704005488

КПП 770701001

Р/С 40703810524770000002

К/С 30101810145250000411

БИК 044525411