Строительство белокаменной новослободской церкви длилось долгие 40 лет. Точной даты окончания работ мы пока не знаем. Если исходить из надписи на гробовой плите священника Кирилла Федотова1, то это – 1712 год. Если отталкиваться от срока получения антими́нса2, то это – 1703 год (антиминс могли получить и в старую деревянную церковь). По́длинное время будет установлено тогда, когда будут найдены сведения об освящении само́го храма. По правилам Московского собора 1667 года храм должен освящать архиерей3. С 1701 по 1721 годы местоблюстителем патриаршего престола и митрополитом Московским был Стефан Яворский4, посему́ надо искать соответствующую информацию в документах Патриарших приказов.
Есть ещё одно обстоятельство, осложняющее установление точного времени окончания строительства нашей белокаменной церкви. Дмитрий Никонов в своей книге пишет, что надпись о погребении священника Кирилла Федорова находилась «на западной стене прежде бывшей трапезы»5, следовательно, иерей умер до того, как поставили западную стену трапезной и до того, как соорудили колокольню, вплотную примыкающую к трапезной.
нашей церкви
О том, что церковь продолжали строить и в первые десятилетия XVIII века косвенно свидетельствует надпись, сделанная на будничном колоколе нашего храма: «… вылитый в 1750 году мая 3 дня …»6. Если колокольня была готова к 1712 году, то и колокол должны были изготовить хотя бы в 20-х годах. Конечно, в те тяжёлые времена его могло бы и не быть, например, потому, что старый колокол по приказу Петра I пришлось отдать на пушки7 или не хватало меди на литьё нового колокола, или не хватало денег на покупку колокола… Пока эти обстоятельства тоже неясны.
В нашем ХХI веке у новослободского храма, в котором службы ведутся уже 10 лет, тоже нет колокола. Сама колокольня закрыта, потому что находится в аварийном состоянии.
наша колокольня
Может быть, лет через 300 москвичи тоже будут гадать – что происходило в приходе нашего храма? Почему здание было в таком бедственном положении?
Для сохранения исторической памяти (для каждого из нас и для наших потомков) необходимо писать воспоминания, делать фотографии, снимать видео, устанавливать мемориальные доски (знаки), собирать свидетельства, передавать из уст в уста факты, обустраивать музеи, …
Однако, вернёмся во времена строительства белокаменной церкви в Новой слободе. Несмотря на отсутствие точных свидетельств той поры, история сохранила имя мастера, в 1750 году вылившего колокол для нашей церкви – это Константин Михайлович Слизов. Он был человеком верующим, уважаемым и добрым. Именно такие «особые» требования8 предъявлялись на Руси к мастерам колокольных дел, потому как изготовление колокола было действием духовным.
Личных дел, трудовых книжек и электронных документов в то время не было и восстановить трудовую деятельность Константина Михайловича не представляется возможным. Между тем, он был профессионалом высочайшего уровня. Об этом говорят его статусы – «мастер» и «а́льдерман».
Мастером в ту пору называли не просто умельца, овладевшего хитростями своего ремесла, но и многоопытного специалиста, выполнявшего основной и самый сложный объём работы. Например, в начале XVIII века на Пушечном дворе из 102 работников числилось всего два колокольных мастера9.
Пушечный двор
На рисунке в центре изображена «дымящаяся» конусовидная башня. Это главное сооружение Пушечного двора – литейный «анбар», где в печах плавили металлы для отливки пушек и колоколов. В XVIII веке, в эпоху Петра I Пушечный двор постепенно перевели на выпуск исключительно военной продукции10. Колокола стали лить на небольших заводах в ремесленных слободах, ведь литейщики, имевшие статус мастера, могли открывать собственное дело.
чертёж литейный двор
Мастер Слизов имел свой завод в Спасской слободе в приходе церкви Преображения Господня11. В восточной части этого посада у пруда «Коптелка»12 стояли «литейные колокольные сараи»13. Там были плавильные печи, ку́зницы, различные мастерские, склады. Наш мастер, как и бо́льшая часть литейщиков и кузнецов жил в Пушкарской слободе14, которая находилась вблизи улицы Сретенка (там до сих пор сохранился Пушкарёв переулок).
Константин Михайлович был ещё и а́льдерманом15. Он не только сам лил колокола, но и отвечал за качество работы мастеров своего завода. Каждый из них должен был представлять своё изделие Слизову, как эксперту производства, и если тот находил брак, то уже отлитый колокол разбивали и плавили заново.
Мастерство и искусство Константина Михайловича были настолько высокими, что в 1760 году ему поручили перелить самый «главный» в Кремле (следовательно, в Москве, следовательно, в стране) звучащий колокол. Это был «Успенский» колокол, висевший в центральном проёме Успенской звонницы.
фото Найдёнова
Успенский колокол до этого переливали уже три раза16. В пожаре 1737 года он был вновь повреждён. К тому времени на Ивановской площади Кремля в яме уже находился громадный Царь-колокол17, отлитый в 1734 году. Но и он во время разрушительного пожара 1737 года тоже пострадал – дал трещины и обломился огромным куском.
Царь-колокол в яме
Спустя десять лет после пожара (в 1747 году) мастеру Слизову поручили поднять и перелить этот колокол, но смета работ, которую он представил в Сенат была так велика18, что от этого проекта отказались. Поднять колокол из ямы смогли только в 1836 году.
Царь-колокол на поверхности
На сегодняшний день это самый большой в мире колокол, который можно увидеть19.
После пожара 1737 года Успенский колокол Кремля молчал 23 года. В 1760 году Константину Михайловичу Слизову доверили перелить этот второй по величине и первый среди звучавших в России колоколов.
Процесс отливки колокола был делом долгим, сложным и очень напряженным. В фильме «Андрей Рублев» достаточно точно воссоздана атмосфера этого поистине титанического труда.
из фильма
Мастер Слизов справился с этой сложной задачей и отлил Успенский колокол, и мы бы сейчас слышали его звон, но в 1812 году наполеоновские солдаты взорвали колокольню. Успенский колокол, упав с огромной высоты, разбился. В 1817-1819 годах его перелили, добавив меди и олова. Тот колокол сохранился и до наших дней, и в его благовесте звучит работа нашего мастера Константина Михайловича Слизова. Голос Успенского колокола Кремля можно услышать в следующем видео
Мы благодарны всем литейщикам, чьими трудами созданы и звонят колокола, призывая нас в храмы и благовествуя нам о Любви Божией.
В следующем очерке будет подробно описан процесс изготовления в Кремле в 1654 году большого колокола весом 8000 пудов (128000 кг = 128 тонн). По такой же технологии был изготовлен колокол и в наш храм Святителя Николая в Новой слободе.
Комментарии, использованные и рекомендуемые источники:
- Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904. – С. 5
- Антими́нс – освященный архиереем четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается литургия https://azbyka.ru/antimins
- Об освящении храма говорится в 5 главе Деяний собора 1667 года https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80
- Стефан Яворский https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BD_%D0%AF%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
- Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904. – С. 5
- Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904. – С. 6
- 4 февраля 1701 года Петр I издал указ: «Для нынешнего воинского случая … во всех городах у соборных и у приходских церквей … взять на Пушечной двор в пушечное и в мазжерное литье из колоколов весом четвертую часть …» (Колокола – в пушки https://warspot.ru/14576-kolokola-v-pushki)
- Владислав Горохов. Звонят колокола http://www.wco.ru/biblio/books/gorokhov1/H03-T.htm
- Валерий Ковалев. От Пушкарской избы к Пушечному приказу https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=12147682@cmsArticle
- Бондаренко А.Ф. Московский Пушечный двор в XVII веке https://cyberleninka.ru/article/n/moskovskiy-pushechnyy-dvor-v-xvii-veke/viewer
- Фальковский Н.И. источник: Фальковский Н. И. Москва в истории техники. – М.: Московский рабочий, 1950, Стр.243-253 https://mos-kreml.livejournal.com/55130.html
- Пруд в Грохольском переулке http://mosriver.narod.ru/prud_groh.htm
- Беркович В.А. (эксперт) АКТ государственной историко-культурной экспертизы раздела об обеспечении сохранности объектов археологического наследия по объекту «Прокладка инженерных коммуникаций по объекту, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Большая Спасская, вл. 35-37» С. 7 https://www.mos.ru/upload/documents/files/4412/AktBSpasskaya.pdf
- Бондаренко А.Ф. Московский Пушечный двор в XVII веке https://cyberleninka.ru/article/n/moskovskiy-pushechnyy-dvor-v-xvii-veke/viewer
- Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890–1907 http://endic.ru/brokgause/Alderman-100407.html
- Большие благовестники звонниц Московского Кремля http://www.zvon.ru/article3.view2.page8.part2.html
- Царь-колокол https://cont.ws/@water/1273707/full Царь-колокол https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB
- В Сенат была представлена смета на подъём колокола из ямы и его переливку на 107 492 рубля 47 1/2 копейки. В 1754 году её рассматривал в целях сокращения механик Андрей Нартов. Даже уменьшенная сумма в 78 461 рубль не расположила к производству работы (Искусство колокольных литцов http://pereosnastka.ru/articles/iskusstvo-kolokolnykh-littsov )
- Вероятно, самым большим в мире колоколом считается Великий колокол Дхаммазеди весом 297 тонн, находящийся под слоем ила в месте слияния рек Баго и Янгон (Мьянма). Все попытки обнаружить и поднять колокол до сих пор не увенчались успехом (10 самых больших колоколов в мире http://venividi.ru/node/26302 и Великий колокол Дхаммазеди https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB_%D0%94%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%B4%D0%B8 )
Изображения взяты из следующих источников:
- Колокольня Ивана Великого https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1b/Page_333_of_%22Through_Siberia%22_%281883%29._The_Great_Bell_of_Moscow_and_Ivan_Veliki_Tower.jpg
- Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви
- Аполлинарий Михайлович Васнецов, Пушечный двор в XVI веке https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/74/Pushechny_dvor.jpg
- Пушечно-литейный двор на Неглинной. С плана Москвы 1610 г. http://tehne.com/event/arhivsyachina/r-p-podolskiy-materialy-k-istorii-arhitektury-staryh-promyshlennyh-zdaniy-v-rossii-xvii-xviii-vekov
- Колокольня «Иван Великий» в Московском Кремле. В ней церковь Иоанна Лествичника. Справа — Успенская звонница с Николо-Гостунским собором. Москва.) //Фото колокольни из альбома Найденова https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a1/N.A.Naidenov_%281883%29_V1.05._Ivan_Veliky_crop.jpg
- Царь-колокол https://cont.ws/@water/1273707/full
- Царь-колокол https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tsar-kolokol.jpg
- Большой Успенский Колокол Московского Кремля https://www.youtube.com/watch?v=LT7x5erkQ0M&ab_channel=bellringervideo