СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ НАШЕГО ХРАМА (очерк 6)

Строительство белокаменной новослободской церкви длилось долгие 40 лет. Точной даты окончания работ мы пока не знаем. Если исходить из надписи на гробовой плите священника Кирилла Федотова1, то это – 1712 год. Если отталкиваться от срока получения антими́нса2, то это – 1703 год (антиминс могли получить и в старую деревянную церковь). По́длинное время будет установлено тогда, когда будут найдены сведения об освящении само́го храма. По правилам Московского собора 1667 года храм должен освящать архиерей3. С 1701 по 1721 годы местоблюстителем патриаршего престола и митрополитом Московским был Стефан Яворский4, посему́ надо искать соответствующую информацию в документах Патриарших приказов.

Есть ещё одно обстоятельство, осложняющее установление точного времени окончания строительства нашей белокаменной церкви. Дмитрий Никонов в своей книге пишет, что надпись о погребении священника Кирилла Федорова находилась «на западной стене прежде бывшей трапезы»5, следовательно, иерей умер до того, как поставили западную стену трапезной и до того, как соорудили колокольню, вплотную примыкающую к трапезной.

нашей церкви

О том, что церковь продолжали строить и в первые десятилетия XVIII века косвенно свидетельствует надпись, сделанная на будничном колоколе нашего храма: «… вылитый в 1750 году мая 3 дня …»6. Если колокольня была готова к 1712 году, то и колокол должны были изготовить хотя бы в 20-х годах. Конечно, в те тяжёлые времена его могло бы и не быть, например, потому, что старый колокол по приказу Петра I пришлось отдать на пушки7 или не хватало меди на литьё нового колокола, или не хватало денег на покупку колокола… Пока эти обстоятельства тоже неясны.

В нашем ХХI веке у новослободского храма, в котором службы ведутся уже 10 лет, тоже нет колокола. Сама колокольня закрыта, потому что находится в аварийном состоянии.

наша колокольня

Может быть, лет через 300 москвичи тоже будут гадать – что происходило в приходе нашего храма? Почему здание было в таком бедственном положении?

Для сохранения исторической памяти (для каждого из нас и для наших потомков) необходимо писать воспоминания, делать фотографии, снимать видео, устанавливать мемориальные доски (знаки), собирать свидетельства, передавать из уст в уста факты, обустраивать музеи, …

Однако, вернёмся во времена строительства белокаменной церкви в Новой слободе. Несмотря на отсутствие точных свидетельств той поры, история сохранила имя мастера, в 1750 году вылившего колокол для нашей церкви – это Константин Михайлович Слизов. Он был человеком верующим, уважаемым и добрым. Именно такие «особые» требования8 предъявлялись на Руси к мастерам колокольных дел, потому как изготовление колокола было действием духовным.

Личных дел, трудовых книжек и электронных документов в то время не было и восстановить трудовую деятельность Константина Михайловича не представляется возможным. Между тем, он был профессионалом высочайшего уровня. Об этом говорят его статусы – «мастер» и «а́льдерман».

Мастером в ту пору называли не просто умельца, овладевшего хитростями своего ремесла, но и многоопытного специалиста, выполнявшего основной и самый сложный объём работы. Например, в начале XVIII века на Пушечном дворе из 102 работников числилось всего два колокольных мастера9.

Пушечный двор

На рисунке в центре изображена «дымящаяся» конусовидная башня. Это главное сооружение Пушечного двора – литейный «анбар», где в печах плавили металлы для отливки пушек и колоколов. В XVIII веке, в эпоху Петра I Пушечный двор постепенно перевели на выпуск исключительно военной продукции10. Колокола стали лить на небольших заводах в ремесленных слободах, ведь литейщики, имевшие статус мастера, могли открывать собственное дело.

чертёж литейный двор

Мастер Слизов имел свой завод в Спасской слободе в приходе церкви Преображения Господня11. В восточной части этого посада у пруда «Коптелка»12 стояли «литейные колокольные сараи»13. Там были плавильные печи, ку́зницы, различные мастерские, склады. Наш мастер, как и бо́льшая часть литейщиков и кузнецов жил в Пушкарской слободе14, которая находилась вблизи улицы Сретенка (там до сих пор сохранился Пушкарёв переулок).

Константин Михайлович был ещё и а́льдерманом15. Он не только сам лил колокола, но и отвечал за качество работы мастеров своего завода. Каждый из них должен был представлять своё изделие Слизову, как эксперту производства, и если тот находил брак, то уже отлитый колокол разбивали и плавили заново.

Мастерство и искусство Константина Михайловича были настолько высокими, что в 1760 году ему поручили перелить самый «главный» в Кремле (следовательно, в Москве, следовательно, в стране) звучащий колокол. Это был «Успенский» колокол, висевший в центральном проёме Успенской звонницы.

фото Найдёнова

Успенский колокол до этого переливали уже три раза16. В пожаре 1737 года он был вновь повреждён. К тому времени на Ивановской площади Кремля в яме уже находился громадный Царь-колокол17, отлитый в 1734 году. Но и он во время разрушительного пожара 1737 года тоже пострадал – дал трещины и обломился огромным куском.

Царь-колокол в яме

Спустя десять лет после пожара (в 1747 году) мастеру Слизову поручили поднять и перелить этот колокол, но смета работ, которую он представил в Сенат была так велика18, что от этого проекта отказались. Поднять колокол из ямы смогли только в 1836 году.

Царь-колокол на поверхности

На сегодняшний день это самый большой в мире колокол, который можно увидеть19.

После пожара 1737 года Успенский колокол Кремля молчал 23 года. В 1760 году Константину Михайловичу Слизову доверили перелить этот второй по величине и первый среди звучавших в России колоколов.

Процесс отливки колокола был делом долгим, сложным и очень напряженным. В фильме «Андрей Рублев» достаточно точно воссоздана атмосфера этого поистине титанического труда.

из фильма

Мастер Слизов справился с этой сложной задачей и отлил Успенский колокол, и мы бы сейчас слышали его звон, но в 1812 году наполеоновские солдаты взорвали колокольню. Успенский колокол, упав с огромной высоты, разбился. В 1817-1819 годах его перелили, добавив меди и олова. Тот колокол сохранился и до наших дней, и в его благовесте звучит работа нашего мастера Константина Михайловича Слизова. Голос Успенского колокола Кремля можно услышать в следующем видео

Мы благодарны всем литейщикам, чьими трудами созданы и звонят колокола, призывая нас в храмы и благовествуя нам о Любви Божией.

 

В следующем очерке будет подробно описан процесс изготовления в Кремле в 1654 году большого колокола весом 8000 пудов (128000 кг = 128 тонн). По такой же технологии был изготовлен колокол и в наш храм Святителя Николая в Новой слободе.

 

Комментарии, использованные и рекомендуемые источники:

  1. Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904. – С. 5
  2. Антими́нс – освященный архиереем четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается литургия https://azbyka.ru/antimins
  3. Об освящении храма говорится в 5 главе Деяний собора 1667 года https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80
  4. Стефан Яворский https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BD_%D0%AF%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
  5. Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904. – С. 5
  6. Никонов Дмитрий. Московская Николаевская, что в Новой слободе, по улице Долгоруковской церковь. М., 1904. – С. 6
  7. 4 февраля 1701 года Петр I издал указ: «Для нынешнего воинского случая … во всех городах у соборных и у приходских церквей … взять на Пушечной двор в пушечное и в мазжерное литье из колоколов весом четвертую часть …» (Колокола – в пушки https://warspot.ru/14576-kolokola-v-pushki)
  8. Владислав Горохов. Звонят колокола http://www.wco.ru/biblio/books/gorokhov1/H03-T.htm
  9. Валерий Ковалев. От Пушкарской избы к Пушечному приказу https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=12147682@cmsArticle
  10. Бондаренко А.Ф. Московский Пушечный двор в XVII веке https://cyberleninka.ru/article/n/moskovskiy-pushechnyy-dvor-v-xvii-veke/viewer
  11. Фальковский Н.И. источник: Фальковский Н. И. Москва в истории техники. – М.: Московский рабочий, 1950, Стр.243-253 https://mos-kreml.livejournal.com/55130.html
  12. Пруд в Грохольском переулке http://mosriver.narod.ru/prud_groh.htm
  13. Беркович В.А. (эксперт) АКТ государственной историко-культурной экспертизы раздела об обеспечении сохранности объектов археологического наследия по объекту «Прокладка инженерных коммуникаций по объекту, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Большая Спасская, вл. 35-37» С. 7 https://www.mos.ru/upload/documents/files/4412/AktBSpasskaya.pdf
  14. Бондаренко А.Ф. Московский Пушечный двор в XVII веке https://cyberleninka.ru/article/n/moskovskiy-pushechnyy-dvor-v-xvii-veke/viewer
  15. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890–1907 http://endic.ru/brokgause/Alderman-100407.html
  16. Большие благовестники звонниц Московского Кремля http://www.zvon.ru/article3.view2.page8.part2.html
  17. Царь-колокол https://cont.ws/@water/1273707/full Царь-колокол https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB
  18. В Сенат была представлена смета на подъём колокола из ямы и его переливку на 107 492 рубля 47 1/2 копейки. В 1754 году её рассматривал в целях сокращения механик Андрей Нартов. Даже уменьшенная сумма в 78 461 рубль не расположила к производству работы (Искусство колокольных литцов http://pereosnastka.ru/articles/iskusstvo-kolokolnykh-littsov )
  19. Вероятно, самым большим в мире колоколом считается Великий колокол Дхаммазеди весом 297 тонн, находящийся под слоем ила в месте слияния рек Баго и Янгон (Мьянма). Все попытки обнаружить и поднять колокол до сих пор не увенчались успехом (10 самых больших колоколов в мире http://venividi.ru/node/26302 и Великий колокол Дхаммазеди https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB_%D0%94%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%B4%D0%B8 )

 

Изображения взяты из следующих источников:

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Facebook
Email
Print

Наш храм нуждается в помощи

Филиал «Центральный» Банка ВТБ (ПАО)

ИНН 7704005488

КПП 770701001

Р/С 40703810524770000002

К/С 30101810145250000411

БИК 044525411